?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В ближайшие три года количество ВУЗов будет сокращено примерно на 20% - 30%. 
Уже к маю 2013 года программа по реструктуризации вузов, в соответствии с указом президента, будет разработана и приведена в исполнение.
Правительство и раньше озвучивало желание сократить  количество ВУЗов, но под разными предлогами:  это и демографический спад,  и проблема кадров. На этот раз сомнение вызывает качество высшего образования. По мнению чиновников, оно не соответствует количеству высших учебных заведений. 
Вопреки народной мудрости, количество никак не желает перерастать в качество, и количество это решено было сократить.
 «Карфаген должен быть разрушен» - под таким лозунгом будут проходить «чистки» в сфере образования. Но у этой крылатой фразы, тем не менее, есть два толкования. И, помимо грозящей опасности, она может означать и навязчивую идею, манию, которой наше правительство одержимо уже несколько лет. А то, что после отставки Фурсенко новый министр образования, Дмитрий Ливанов, продолжает убеждать всех, что всеобщее высшее образование нашей стране совершенно не нужно, а кое-где даже вредно, обнадеживает.
Желание сократить количество вузов понятно с экономической точки зрения – целью компании является экономия бюджетных средств за счет сокращения материальной базы. При этом остаются учебные корпуса, общежития и прочая инфраструктура, которой можно будет выгодно распорядиться: приватизировать, продать и. т. д.
Можно оправдать сокращение бюджетных мест и самих ВУЗов тем, что стране не хватает рабочих рук. Заводы стоят, пока будущие юристы и экономисты грызут гранит науки в сомнительных alma mater. Удваивать, а то и утраивать ВВП некому. Стране нужны квалифицированные рабочие, однако, готовить их нынешняя система образования пока не умеет.  Подготовка специалистов в рабочих и инженерных областях со средним специальным образованием пока остается на уровне ПТУ. Поэтому люди и идут в вузы – у них просто нет другого выбора.
Пока в нашей стране высшее образование имеют около 27% населения – показатель вполне европейский и не превышает норму.  В Южной Корее 97 % молодых корейцев окончили высшую школу. Очевидно, это самый высокий процент среди всех стран, но при этом развитие технологий в Южной Корее, так же остается на самом высоком уровне. Можно ли провести параллель между высшим образованием и развитием материально-технической базы страны? Вопрос риторический.
В условиях стремительно развивающихся инноваций Россия занимает далеко не ведущее место в сравнении с другими странами. Пока мы остаемся на уровне страны, которая лишь производит сырье, но не в состоянии освоить передовые технологии. И сокращение количество ВУЗов, а, значит, возможности получения высшего образования только усугубит ситуацию.
В то время как во всем мире переход к всеобщему высшему образованию является трендом последних 30-ти лет, а Япония даже обозначила срок такого ввода – 2016 год, Россия сокращает количество вузов. 
На сегодняшний день в России насчитывается свыше тысячи ВУЗов, вместе с филиалами – более трех тысяч. Государственных из них – не более трети от общего числа, все остальное – негосударственные учебные заведения. Если говорить о качестве образования, то зачастую им пренебрегают именно частные вузы, практикующие рыночные отношения «есть деньги – есть диплом». Но сокращать почему-то планируется именно государственные ВУЗы.
Для примера, в США существует более трёх тысяч высших учебных заведений разных видов. При этом высшее образование в США считается одним из лучших в мире, и никто не собирается количество этих учебных заведений сокращать.
Подобная реформа образования грозит еще и классовым расслоением общества. Снижение доступности высшего образования грозит появлением «высших каст» - интеллектуальной элите, которая сможет позволить себе высшее образование. И «низших каст» - обслуживающих «высшую», скорее всего, таких в новом социуме окажется большинство, что приведет, в конечном итоге, к снижению общей культуры населения.
Таким образом, сужение возможностей получения высшего образования не является панацеей от экономической дисфункции, а тем более инструментом решения кадровой проблемы – эта проблема должна решаться инструментами экономического и социального стимулирования.
В итоге, в ходе реформы образования уместнее сделать ставку не на сокращение количества вузов, а, наоборот, на повышение качества образования. Больше внимания уделить образовательным стандартам, усилить материальные  и технические базы вузов.

Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
alextr98
30 авг, 2012 06:02 (UTC)
> В ближайшие три года количество ВУЗов будет сокращено
Не сократят.
С 1985 года хотят сократить, но их количество только растёт.
Реально закрыли только военные училища.
( 1 комментарий — Оставить комментарий )

Profile

yarutin_s
Сергей Ярутин
Website

Latest Month

Сентябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

ВОТ c 15.08.2011 завёл себе всякие счётчики, и прочую чепуху)))

счетчик посещений


счетчик посещений



Разработано LiveJournal.com
Designed by Paulina Bozek